 |
Японские корабли, имея преимущество в скорости, вновь оказались на траверзе русской
эскадры на дистанции 22 каб. и пытались выйти ей в голову.
Были ранены командир и несколько офицеров "Цесаревича", рулевой привод и приборы
управления повреждены. Броненосец с заклиненным рулем стал описывать циркуляцию влево.
Поскольку сигнал "не могу управляться" не был поднят, "Ретвизан" и "Победа" пошли за
"Цесаревичем", но увидев, что последний, описав почти полную циркуляцию, прорезывает строй
эскадры, начали ворочать на прежний курс.
Строй русской эскадры был нарушен. Командир "Ретвизана" капитан 1 ранга Щенснович,
чтобы дать возможность эскадре восстановить боевой порядок, решил отвлечь на себя огонь
противника и таранить один из его концевых кораблей. Дав полный ход, "Ретвизан" сблизился
с японцами до 17 каб., отвлек на себя большую часть огня, чем облегчил положение русских
кораблей, и затем повернул на соединение с ней.
Командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн (флаг на крейсере "Аскольд") видя,
что эскадрой никто не управляет, поднял сигнал "следовать за мной" и пошел на прорыв. За
"Аскольдом" последовал крейсер "Новик". Большинство кораблей эскадры повернуло к
Порт-Артуру; сюда пришли 5 эскадренных броненосцев, 1 крейсер и 3 миноносца. Эскадренный
броненосец "Цесаревич", крейсера "Аскольд" и "Диана" и 4 миноносца прорвались в
иностранные порты, где были интернированы. Крейсер "Новик" дошел до Сахалина, где после
боя с японскими крейсерами был затоплен командой.
В сражении в Желтом море 28 июля 1904 г. ни одна из сторон не потеряла ни одного
корабля. Наиболее пострадали флагманские корабли. "Микаса" получил 22 попадания,
"Цесаревич" - 9. Следовательно, стрельба русских кораблей была успешной, но по своему
разрушительному действию русские снаряды уступали японским.
Посланный на выручку Порт-Артурной эскадре Владивостокский отряд крейсеров "Россия",
"Громобой" и "Рюрик" был перехвачен в Корейском проливе отрядом из 4 японских броненосных
крейсеров 1 августа 1904 г.
В последовавшем за этим тяжелом неравном бою длившемся пять часов русские крейсера
вернулись во Владивосток, потеряв крейсер "Рюрик", который получив большие повреждения и
не желая сдаваться в плен японцам был затоплен своей командой, повторив подвиг крейсера
"Варяг".
|
 |