"Князь Пожарский".
С 1886 года по 1889 год Макаров командовал корветом "Витязь". На котором совершил
кругосветное путешествие. Опубликованные им в двухтомнике "Витязь" и Тихий океан"
океанографические исследования, проводимые им в ходе кругосветного путешествия, были
удостоены премии Академии наук и принесли ему мировую славу океанографа. Стоит отметить,
что фронтоне здания Океанографического института в Монако в списке кораблей, внесших вклад
в исследования Мирового океана, присутствует и имя корвета "Витязь".
В 1891 году Макаров был назначен на пост исполняющего обязанности главного инспектора
морской артиллерии. Пребывая в этой должности, он разработал новые наконечники к
бронебойным снарядам, повышавшие бронепробиваемость снаряда при прочих равных условиях на
10-16 %. Такие шестидюймовые снаряды с наконечниками из нелегированной стали пробивали 254
мм броню. Но это его изобретение не было оценено по достоинству и не было внедрено на
корабли русского флота. Если бы перед началом русско-японской войны русские корабли были
вооружены снарядами с такими наконечниками, то война бы закончилась по другому. Например,
в пресловутом Чемульпинском бою крейсер "Варяг" смог бы пробить броню любого корабля
противостоящей стороны.
В 1894-1896 годах совершил второе кругосветное путешествие. В 1895 году командовал
эскадрой в Средиземном море, которую ввиду угрозы войны с Японией перевёл через Суэцкий
канал на Дальний Восток.
Первого января 1896 года Макаров был назначен старшим флагманом Первой флотской
дивизии, базировавшейся в Кронштадте.
В этом же году Степан Осипович Макаров был произведен в чин вице-адмирала.
В 1897 выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов, и именно он удостоился
чести быть руководителем комиссии по составлению технического проекта первого ледокола
"Ермак".
Семнадцатого октября 1898 ледокол "Ермак", строившийся в Ньюкастле, был спущен на
воду.
В 1899-1901 годах Макаров совершил арктические плавания среди льдов к Шпицбергену,
берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Эти свои экспедиции он описал в книге "Ермак во
льдах".
Шестого декабря 1899 году Макаров Степан Осипович был назначен главным командиром
Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. В 1903 году опубликовал книгу "Без
парусов", в которой озвучил свои мысли на счет обучения личного состава морского флота.
Пребывая на этой должности, за четыре дня до начала русско-японской войны Макаров составил
записку с предупреждением о неизбежности нападения японцев на Россию в самые ближайшие
дни. Также в ней он говорил о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже
и были использованы японской эскадрой при нападении 26 января 1907 года на рейд
Порт-Артура.
Первого февраля 1904 года (после начала русско-японской войны) назначен командующим
Тихоокеанской эскадры. Степан Осипович был именно тем человеком, который мог успешно
противостоять натиску японского адмирала Хэйхатиро Того, командующего японским флотом. 24
февраля Макаров прибыл в крепость Порт-Артур, откуда и руководил кораблями для эффективной
обороны крепости.