ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ РУСССКИХ КОРАБЛЕЙ
Среди причин гибели русских кораблей на первом месте стояло несовершенство главного оружия
броненосцев - крупнокалиберной артиллерии - и способов ее боевого применения.
Наиболее тяжелые последствия имело решение МТК о принятии на вооружение в 1892 г. новых
облегченных снарядов, что должно было способствовать повышению (до 20%) их начальной
скорости полета и, следовательно, значительному увеличению про-бивающей способности и
настильности траектории. Последнее знаительно улучшало меткость стрельбы, которая
считалась в русском флоте наиболее важным качеством. Эти выводы были справедливы для
боевых дистанций до 20 каб, которые в русских правилах артиллерийской службы считались
предельными. Однако основной тенденцией в тактике броненосных флотов того времени было
быстрое увеличение боевых дистанций (в Цусимском сражении 55-70 каб.). Это, а также
использование зарядов с бездымным порохом, повысивших дальнобойность почти втрое
независимо от массы снаряда, свело к нулю достоинства легких снарядов. На больших
дистанциях они имели малую пробивающую способность и большое рассеивание, резко снижавшее
меткость. Помимо этого, русские снаряды обладали малым фугасным действием за счет
недостаточного содержания взрывчатого вещества и его низкого качества по сравнению с
японской шимозой (мелинитом). Были нередки случаи, когда снаряды не разрывались при
попадании в небронированный корпус, не говоря уже об ударах о воду. Запас фугасных
снарядов на русских кораблях был неоправданно мал, так как все расчеты строились на
бронебойные снаряды.
Содержание взрывчатого вещества в 305-мм снарядах морской артиллерии
накануне русско-японской войны 1904-1905 гг. /143/